Экзистенция как смысл бытия человека

Основные положения экзистенциализма Бытие подлинное и неподлинное. Экзистенциализм по-особому смотрит на жизнь человека и его судьбу. Прежде всего, приверженцы данного учения считают, что человеческое существование само по себе не зависит от нашей воли: Помимо этого, наше существование определено конкретными нормами, сложившимися в обществе. В силу всей этой не зависящей от человека определенности экзистенциалисты называют его существование или бытие неподлинным. Подлинное существование теория экзистенциализма видит в свободе и всех ее проявлениях, к которым каждый должен так или иначе стремиться. Однако обрести эту желанную свободу не так легко. Считается, что человек может понять свою экзистенцию то есть свое существование только в критической, пограничной ситуации.

404 Человек в экзистенциализме

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники , в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии , от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления а не раскрытия человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р.

(страх, тревога, кризис, страдание) и положительного, жизне- и смыс- В экзистенциальной философии «отрицательному» модусу личност- ации, которая ставит человека на границу между бытием и небытием.

Ученик Риккерта, он в г. Спустя несколько лет Гуссерля пригласили преподавать во Фрейбург, и Хайдеггер последовал за ним в качестве ассистента. Хайдеггер, признавший нацизм, назначен ректором Фрейбургского университета хотя он и недолго оставался на этом посту. Умер Хайдеггер в г. Но, чтобы достичь цели, необходимо понять, кто вопрошает о смысле бытия. Экзистенция становится несущественным определением бытия: Но проблема смысла бытия может быть понята только в том случае, если ясно, через какое сущее можно постичь смысл бытия.

Итак, по Хайдеггеру, постичь проблему бытия означает сделать прозрачным определенное сущее и нас, ищущих смысл бытия. Этому и посвящена экзистенциальная аналитика. Человек, следовательно, — сущее, вопрошающее о смысле своего бытия. Поэтому корректная постановка проблемы требует предварительного выяснения, каково это вопрошающее сущее.

Экзистенциальная тревога принадлежит к числу феноменов, которые наиболее отчетливо свидетельствуют о неустранимости экзистенциальных аспектов человеческой жизни. Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы.

Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного. На самом деле человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное.

экзистенциальной философии как философии бытия человека, выхо- дяще Страх и ужас, соответственно, выступают у Хайдеггера как модусы.

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни.

В комментариях к книге С. А между тем он — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Концепция страха Кьеркегора — концепция этико-теологическая. Глубинный страх здесь — изначальная характеристика 27 человеческого бытия, дающая возможность проявиться человеческой свободе выбора как подлинному выражению свободы человека.

Экзистенциализм

Но через призму именно этого понятия философы-экзистенциалисты рассматривали проблему определения значимости и наполненности человеком своего бытия. Теоретическая значимость данной работы на самом деле является очень большой. Про философию экзистенциализма можно рассказывать очень долго, непонятно и сложно.

«Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура . Темой экзистенциальной философии стало то, что люди не просто Он обращается к понятию страха в «Бытии и времени» в контексте .

Различают религиозный экзистенциализм К. Бубер и атеистический М. Центральное понятие — экзистенция человеческое существование ; основные модусы проявления человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях борьба, страдание, смерть. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

Философия экзистенциализма оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада. Мрачность, набожность и богатое воображение его отца, который был богатым купцом и строгим лютеранином, оказали большое влияние на Кьеркегора. Он изучал теологию и философию в Копенгагенском университете, где познакомился с философией Гегеля и активно выступил против неё. Будучи в университете, он перестал заниматься лютеранством и некоторое время вёл экстравагантный образ жизни, стал завсегдатаем копенгагенских театров и кафе.

Однако после смерти отца он решил возобновить изучение теологии. В он обручился с Региной Ольсен, но почти сразу понял, что брак не совместим с его задумчивой, сложной натурой и растущим чувством философского призвания. Он разорвал помолвку в году, но этот эпизод имел для Кьеркегора большое значение, и намёки на него постоянно проскальзывают в его книгах. Наследство отца позволило ему всецело посвятить себя писательской деятельности и в оставшиеся 14 лет жизни он создал более 20 книг:

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней.

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

развить понимание личности в контексте экзистенциальной психологии Отмечал, что вопрос о бытии оказался забыт во всей истории западной Страх перед смертью может вывести человека на дорогу подлинности.

Например, по наблюдению Ж. Меняются декорации, люди приходят и уходят — вот и все. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: И конца тоже нет — женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом все похоже — будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо.

Иногда — редко — вникаешь вдруг в свое положение: Но это короткий миг. А потом все опять идет по- прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме — вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос"зачем? Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки.

Глава . Основные проблемы философии экзистенциализма

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину. Содержание учения Экзистенциализм согласно Ясперсу возводит свои истоки к Кьеркегору , Шеллингу и Ницше.

Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Бытие, ). Адам .

Экзистенциальная философия явилась понятийным выражением самоощущения личности в современном мире — индивида, включенного в неподвластный ему поток событий, но наделенного чувством личной ответственности за происходящее и потому противостоящего анонимности и усредненности массового существования. Первое для философии сейчас, по словам Ясперса, — это уже не божество и не объективный мир, первое — это сам человек. Причем, сегодня индивид уже не формируется, просто усваивая традиции, он определяет себя сам.

Соответственно, темой философской рефлексии в рамках данного течения становится экзистенция — конкретное человеческое существование, понятое как личностное бытие. Полемизируя с гегелевским панлогизмом, он утверждал, что конкретная экзистенция ускользает от познания посредством абстрактных понятий; научный метод неприменим к постижению человеческой субъективности.

Науки, изучающие человека — психология, антропология, социология и др. Таким образом можно действительно узнать кое-что о человеке, только не его самого. Ведь человек не имеет никакой законченной определенности — он всегда может измениться посредством своих поступков. Причем, возможность стать иным, подчеркивает Хайдеггер, не есть некий внешний довесок к человеческому существованию — оно первично есть бытие-возможность. Человеческое существование открыто в будущее и имеет характер наброска, проекта.

Садгуру - Цель человеческой жизни (Джагги Васудев)

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно достижима! Узнай как это сделать, нажми здесь!